Лоэнгрин

<<Лоэнгрин>>, так же как и <<Тангейзер>>, написан на сюжет средневековой рыцарской легенды, не лишенной красоты и поэтичности и вместе с тем заключающей в себе некоторую долю мистики.

Вспомним еще раз слова Вагнера в <<Обращении к друзьям>>. Таким образом, для Вагнера <<Лоэнгрин>> имел автобиографический и общественный смысл, заключающийся в показе в иносказательной, легендарно-мифологической форме положения художника, высокие идеалы которого не могут быть поняты, не могут получить признания и доверия в современном ему мире фальши, лжи и коварства. В этом заключается главная идея произведения. Основной конфликт оперы -- в противопоставлении и борьбе добра и зла; первое выражено в светлых образах Лоэнгрина и Эльзы, второе -- в мрачных образах Фридриха Тельрамунда и Ортруды. Противопоставление контрастных начал чрезвычайно ярко выражено в музыке оперы, в которой достаточно последовательно проводится система лейтмотивов и в которой уже достаточно ясно выражены основные принципы вагнеровской музыкальной драматургии.



https://import-sigaret.live купить импортные сигареты.

Впервые в опере <<Лоэнгрин>> Вагнер отказывается от большой увертюры, представляющей собой симфоническое обобщение всего содержания оперы, и заменяет ее вступлением или прелюдией (Vorspiel), содержащей один главный образ оперы. Все четыре драмы <<Кольца нибелунга>> и <<Тристан и Изольда>> также начинаются не увертюрой, а вступлением. Вступление к <<Лоэнгрину>> построено на одной теме-лейтмотиве Лоэнгрина -- посла Грааля. Тема Лоэнгрина отличается удивительной чистотой и благородством. Благодаря тончайшей гармонизации и поразительно мастерской, прозрачной инструментовке она производит впечатление сотканной из эфирных звучностей. Исполняют ее в начале вступления одни скрипки в высочайшем регистре, разделенные на четыре партии, вместе с четырьмя солирующими скрипками. Такими средствами -- мелодическими, гармоническими, оркестровыми -- создается образ небесного царства, из которого пришел на землю рыцарь света и добра:

После такого лучезарного начала вступления развитие музыкального образа Лоэнгрина совершается путем постепенного уплотнения звучности, ее <<материализации>>, -- словно Лоэнгрин все больше приближается к земле. Тема переносится в более низкий регистр, поручается сначала деревянным духовым, затем валторнам и, наконец, трубам и тромбонам вместе с деревянными. Так происходит все большее усиление звучности, доходящее до fortissimo; озаренная вначале небесным светом, нежная тема Лоэнгрина -- посла Грааля приобретает рыцарственно-героический характер. Ее сопровождает тончайшая контрапунктическая ткань скрипок. Вслед за мощной кульминацией начинается постепенное возвращение к начальной звучности. Красиво опускается сверху вниз мелодический ход скрипок, и тема Лоэнгрина снова растворяется в эфирных звучностях:

<<Это, быть может, самое удачное, самое вдохновенное сочинение знаменитого немецкого композитора, -- писал П. И. Чайковский о вступлении к <<Лоэнгрину>>. -- Оно изображает то царство света, правды и красоты, из которого низошел рыцарь Лоэнгрин на спасение прекрасной, оклеветанной Эльзы. Вагнер впервые употребил здесь тот блестящий оркестровый эффект, которым после того пользуются все современные композиторы, как только требуется изобразить в музыке что-либо в высокой степени поэтическое... Эффект этот состоит в употреблении струнных инструментов в высочайшем регистре. Замечательно поразительное мастерство, с которым Вагнер мало-помалу усиливает нежную, светлую тему, рисующую Грааль, доходит до оглушительного фортиссимо и затем возвращается постепенно к первоначальному изложению темы, которая наконец замирает в крайних высотах струнного оркестра. Публика невольно поддается в высшей степени поэтическому настроению этой вещи и обыкновенно восторженными рукоплесканиями прерывает гробовую тишину залы, в которой как будто еще носятся эфирные образы, рисуемые Вагнером>>.

Этой характеристике Лоэнгрина близка по музыке характеристика Эльзы, раскрывающаяся в первом действии, в рассказе Эльзы о приснившемся ей лучезарном рыцаре, обещавшем защитить в бою ее честь. <<Сон Эльзы>> -- одна из проникновеннейших, нежнейших страниц оперы. Чистый и непорочный образ Эльзы воплощен в простой, ясной, светлой мелодии:


В оркестре так же нежно, в высоком регистре, звучит мотив Лоэнгрина -- посла Грааля: ведь именно Лоэнгрин явился Эльзе во сне.

Чрезвычайно ярок момент появления на реке Лоэнгрина, стоящего в ладье, ведомой лебедем. В хоре воинов, заметивших вдали светлого рыцаря, выражены одновременно смятение и восторг, удивление и блаженство. Во внезапно наступившей тишине раздается голос Лоэнгрина, прощающегося с лебедем и отправляющего его в обратный далекий путь. В этих фразах Лоэнгрина та же нежность, та же светлая лирика, как и в его лейтмотиве:


Обращает на себя внимание тональная и интонационная общность между музыкой прощания Лоэнгрина и его лейтмотивом посла Грааля -- чередование аккордов I и VI ступени в ля мажоре. В первом действии звучит еще один лейтмотив, играющий важную роль в опере: в коротком разговоре Лоэнгрина и Эльзы, когда он запрещает ей задавать вопрос об его имени и происхождении, впервые возникает мотив запрета -- настойчивый и твердый:

Если первое действие оперы дает в основном экспозицию светлых образов Лоэнгрина и Эльзы, то начало второго вводит в иной мир -- мир зла и коварства, составляя резкий театрально-сценический и музыкально-интонационный контраст. Музыкальной характеристикой Фридриха и Ортруды, двух мрачных и злобных существ, начинается вступление ко второму действию:

Низкий регистр оркестра, сумрачный тембр виолончелей и бас-кларнета, хроматизмы, ходы по звукам уменьшенного септаккорда создают таинственный и зловещий колорит. Даже мотив запрета получает здесь зловещий оттенок.

Большая сцена Фридриха и Ортруды, придумывающих новые козни против Лоэнгрина и Эльзы, развивает и углубляет то же мрачное настроение. И снова яркий контраст: на балкон выходит счастливая Эльза, чтобы поведать ветру о наполняющем ее душу блаженстве. Ариетта Эльзы полна кротости, женственной нежности и чистоты:

Так музыкальная драматургия оперы основана на противопоставлении света и тьмы, добра и зла, причем каждому из них соответствует свой круг выразительных средств, свой круг интонаций.

Один из возвышенных по музыке моментов в опере-- свадебное шествие в собор, где должны венчаться Лоэнгрин и Эльза. Музыка шествия состоит из двух тем (вторая тема уже прозвучала перед ариеттой Эльзы) торжественно-светлого характера, пленяющих своей мелодической красотой:



Несмотря на наличие светлых моментов, связанных с образами Лоэнгрина и Эльзы, во втором действии преобладают темные краски: здесь на первый план выступают Фридрих и Ортруда, своими злодеяниями стремящиеся разрушить счастье двух прекрасных героев. И мотив запрета, завершающий музыку этого действия, звучит у труб и тромбонов угрожающе.

Новым резким контрастом к мрачному второму действию является третье действие оперы, где снова на первом плане Лоэнгрин и Эльза. Оркестровое вступление к третьему действию -- один из популярных симфонических эпизодов в операх Вагнера, часто звучащий на концертной эстраде. Здесь всё полно движения и бодрости, радостного возбуждения и героического подъема. Музыка рисует торжественный праздник по случаю счастливого бракосочетания Лоэнгрина и Эльзы.

Вступление написано в трехчастной форме. В крайних частях звучат две темы -- обе героически-подъемного характера:


Это как бы веселый и шумный пир рыцарей, окружающих Лоэнгрина.

Середина вступления носит более мягкий, лирический характер и изображает придворных дам -- подруг Эльзы:

Вступление непосредственно вводит в третье действие, состоящее из двух картин. Первая картина -- опочивальня новобрачных. Хор мужчин и женщин в песне-марше славит молодых.

Начинается большая, центральная по значению, любовная сцена-дуэт Лоэнгрина и Эльзы. Дуэт, представляющий собой одно из чудеснейших мелодических вдохновений Вагнера, имеет переломное значение в драматургии оперы: здесь Эльза, отравленная коварными наговорами Фридриха и Ортруды, нарушает свой обет и задает Лоэнгрину роковой вопрос об его имени и происхождении. Таким образом, дуэт является началом развязки.

Дуэт Лоэнгрина и Эльзы -- большая развернутая сцена-диалог со сквозным музыкальным развитием, не укладывающаяся в рамки традиционного оперного номера. Форма дуэта, в соответствии с музыкально-драматическими принципами Вагнера, не закругленная, не <<замкнутая>>, а именно <<разомкнутая>>: каждый новый этап, новый поворот рождает новую музыку, при общем единстве характера и стиля.

Музыкальный образ Лоэнгрина в этой сцене выступает в тех же возвышенных, рыцарственно-героических тонах; Эльза, вначале спокойная и счастливая, постепенно возбуждаясь, доходит до исступления в своем желании узнать тайну. Пламенная, нежная любовь выражена в следующей мелодии, которую поет сначала Эльза, а затем Лоэнгрин:


Чтобы отвлечь Эльзу от сомнений, Лоэнгрин, ласково обняв ее, указывает ей через открытое окно на цветущий сад. Звучащая в это время мелодия полна большого и нежного чувства:


Но Эльза все более становится настойчивой, музыка приобретает все более возбужденный характер. Лоэнгрин, сразивший неожиданно ворвавшегося сюда Фридриха Тельрамунда, вынужден открыть свою тайну, что и происходит в следующей, последней картине оперы, в знаменитом рассказе Лоэнгрина.

Равнина на берегу реки Шельды. Съехались графы, дворяне, рыцари со своей свитой. Здесь же Эльза с толпой женщин.

Лоэнгрин открывает присутствующим свое имя и тайну происхождения. Музыка рассказа Лоэнгрина аналогична музыке вступления к опере и основана на теме Лоэнгрина -- посла Грааля. Тема эта появляется в тот момент, когда Лоэнгрин говорит о чудотворной чаше Грааля:


и (в другой тональности) там, где идет речь о братстве рыцарей и сб их священной миссии:


Вокальная партия носит характер напевного речитатива, полного серьезной сосредоточенности и одновременно рыцарственного величия и героики, -- последнее особенно заметно в заключительных фразах:

Открыв свою тайну, Лоэнгрин удаляется туда, откуда он пришел,-- в далекий легендарный Грааль.

Советуем посетить