Работа в немецких оперных театрах

Работа в немецких оперных театрах. После сравнительно успешного исполнения до-мажорной симфонии в Лейпцигском Гевандхаузе Вагнер мог рассчитывать на скромный заработок. Вскоре представился случай: в 1833 году, по приглашению брата -- оперного певца в Вюрцбурге, он поступил в вюрцбургский театр на должность хормейстера. Так началась деятельность Вагнера в различных оперных театрах, скитания по маленьким городкам Германии. Это принесло ему несомненную пользу: он вошел в непосредственное соприкосновение с театром, на практической работе изучил популярные тогда оперы разных школ и направлений, требования оперных певцов и публики, усвоил специфику оперного искусства и взаимодействие всех частей сложного механизма оперного театра.




Первая опера Вагнера <<Феи>>. В Вюрцбурге в 1833 году была написана первая опера Вагнера <<Феи>> (на сюжет драматической сказки Карло Гоцци <<Женщина-змея>>), представляющая собой образец немецкой романтической оперы с нагромождением фантастических происшествий, ужасов, битв, превращений. Музыка <<Фей>> еще не отличается самостоятельностью; в ней весьма заметно влияние Вебера и Маршнера ( Генрих Маршнер (1795--1861) -- немецкий оперный композитор. Его оперы <<Вампир>> и <<Ганс Гейлинг>>, популярные одно время на немецких сценах, за пределами Германии распространения не получили); операми последнего Вагнер увлекался в период работы в Вюрцбурге. Но при внимательном рассмотрении можно заметить отдельные мелодические и гармонические обороты, предвосхищающие <<Тангейзера>> и <<Лоэнгрина>>. Не обладая значительными художественными достоинствами, первая опера Вагнера имеет лишь историко-познавательный интерес. При жизни Вагнера она поставлена не была.

Интересно отметить, что в первой половине 30-х годов, непосредственно после сочинения оперы <<Феи>>, Вагнер под влиянием близкого знакомства с итальянской и французской операми временно разочаровался в немецкой романтической опере. В своей статье <<Немецкая опера>> (1834) он писал: <<Мы безусловно завоевали определенную область музыки -- а именно музыку инструментальную; немецкой же оперы у нас нет, и причина этому та же, вследствие которой нет у нас и национальной драмы. Мы слишком <<возвышенны>> и слишком учены, чтобы создавать живые человеческие образы>>, В другом месте этой статьи Вагнер восклицает: Ох, уж эта наша проклятая ученость -- источник всех немецкий зол!>>. В статье <<Драматическое пение>> (1837) Вагнер отдает предпочтение итальянской и французской манере пения, итальянской оперной кантилене перед пением немецких певцов в немецкой опере. <<...Мы (то есть немцы. -- Б. Л.) в общем лишены божественного дара пения...>>, -- пишет здесь Вагнер.

Все это звучит неожиданно в устах такого ярко выраженного немецкого музыканта, как Вагнер. Объяснение указанного факта в том, что Вагнер здесь выступает против реакционного немецкого романтизма, отразившегося и в немецкой опере 30-х годов, -- против того романтизма, который подвергался критике в передовой немецкой публицистике (Г. Гейне, деятели <<Молодой Германии>>). Больше всего захватили Вагнера идеи <<Молодой Германии>>, ее выступления против идеализации средневековья, против католической мистики в творчестве некоторых немецких романтиков.

<<Запрет любви>>. Вагнер временно отвернулся от неменкой романтической оперы и обратился к другим оперным жанрам. Новая опера Вагнера <<Запрет любви>> написана была в 1830 году, когда он находился в Магдебурге в должности музыкального директора и дирижера оперного театра. Сюжет этой комической оперы заимствован из пьесы Шекспира <<Мера за меру>>.

Музыка оперы <<Запрет любви>>, не отличающаяся, как и в первой опере Вагнера, достаточной самостоятельностью, написана под явным влиянием отчасти итальянской, отчасти французской оперы. Вагнер, дирижировавший в Магдебурге операми Россини, Беллини, Буальдье, Адана и Обера и практически изучивший их, использовал в своей опере характерные приемы французской комической и итальянской опер: вокальная виртуозность, комическая скороговорка, развитые ансамбли и т. д. Опера <<Запрет любви>> была поставлена в Магдебурге под управлением Вагнера, но, разученная наспех в результате чего ни певцы, ни оркестр не знали твердо своих партий, она не имела успеха у публики.

Вскоре представилась Вагнеру возможность получить место дирижера в Кенигсберге. Но вследствие плохого материального положения театра и его банкротства Вагнер вынужден был искать новое место. В Кенигсберге Вагнер женился на актрисе Минне Планер и вместе с ней отправился в Ригу, где ему было предложено место дирижера в оперном театре.

Вагнера, проработавшего несколько лет в маленьких оперных театрах, уже больше не удовлетворяла провинциальная сцена с ее жалким прозябанием. Тем не менее практическая работа в оперных театрах сыграла положительную роль в творческом росте молодого Вагнера: он получил громадный дирижерский опыт, позволивший ему в дальнейшем сделаться одним из наиболее выдающихся дирижеров; он написал две оперы, хотя еще подражательные и слабые, но явившиеся необходимым ранним этапом в овладении основными средствами оперного искусства.

Советуем посетить