Увертюра к опере Нюрнбергские Мейстерзингеры

Особое место <<Мейстерзингеров>> в творчестве Вагнера заключается в том, что здесь он обратился не к легендарно-мифологическому, а к бытовому сюжету, связанному с историей немецкого мейстерзанга в Нюрнберге XVI века. Мейстерзанг -- мастерство пения. В городских ремесленных цехах средневековой Германии культивировалось музыкально-поэтическое искусство, для которого существовал ряд правил и законов. Овладевший этими законами получал звание мейстерзингера (мастера пения). Бытовой сюжет обусловил и частичный отказ Вагнера в этой опере от крайностей своей реформы и возврат к закругленным оперным формам (песни, ансамбли, хоры), сочетающимся с непрерывностью симфонического развития и с системой лейтмотивов.




Здесь Вагнер возвращается к большой увертюре в сонатной форме, состоящей из важнейших тем оперы, воплощающей её основное содержание и симфонически обобщающей её драматическую идею. Главная партия экспозиции состоит из трех различных тем: маршеобразной, несколько тяжеловесной темы мейстерзингеров -- этих степенных и самодовольных немецких бюргеров:

лирической темы, характеризующей поэтический образ Вальтера и его любовь к Еве:

и другой, тоже маршеобразной темы мейстерзингеров, заимствованной из подлинных напевов мейстерзингеров:


Таким образом, в пределах главной партии имеется контраст: грузным и мерно шествующим в движении марша темам мейстерзингеров противопоставляется лирическая и как бы парящая тема Вальтера. Весь большой раздел главной партии имеет обширное мощное заключение, представляющее собой развитие элементов первой темы мейстерзингеров. После небольшой связующей партии, характеризующей страстный любовный порыв Вальтера, наступает побочная партия. Тема побочной заимствована из песни Вальтера на состязании певцов. Это -- чудесная, свободно текущая лирическая мелодия, полная нежности и пылкости:

Тема эта контрастирует с основным материалом главной партии не только в мелодическом, но и в тональном отношении: главная партия написана в до мажоре (тональность увертюры в целом), побочная партия -- в ми мажоре.

Возникает характерное терцовое сопоставление тональностей: маршевая поступь в первой (до-мажорной) теме и мягкая, лирическая песенность во второй (ми-мажорной) теме. В своем развитии (восходящие секвенции) побочная партия достигает большой страстности и пылкости выражения и вливается в разработку.

Разработка носит скерцозный, шутливый характер, связанный с комедийными образами оперы. У деревянных духовых звучит первая тема главной партии, но в уменьшении и staccato:


В таком виде она характеризует не старых, почтенных мейстерзингеров, а учеников.

Чрезвычайно шутливо и даже саркастически-насмешливо следующее место:

В этой музыке -- насмешка над глупым и бездарным Бекмессером, претендующим на роль жениха Евы. Поразительно полифоническое мастерство Вагнера, с которым он соединяет две различные темы. В верхнем голосе нетрудно видеть скерцозную трансформацию одного из элементов главной партии. В нижнем голосе проходит тоже скерцозная мелодия, повторяющаяся в хоре из последней картины, где народ издевается над незадачливым Бекмессером: <<Что-то не подходит! Разве в женихи такой годится?>>

Весьма своеобразно и необычно решена реприза в сонатной форме. Вместо последовательного изложения тем главной и побочной партий они звучат одновременно, соединяясь контрапунктически:

Скрипки с виолончелями, удвоенные кларнетом и валторной, играют побочную партию (мелодию из песни Вальтера); контрабасы, фагот и туба в это же время проводят первую тему главной партии (мотив мейстерзингеров); у остальных струнных и деревянных звучит третья тема главной партии (второй мотив мейстерзингеров), но в уменьшении и staccato, что придает ей скерцозный характер. Такой прием контрапунктического соединения главной и побочной партий в репризе имеет определенный смысл, связанный с драматической идеей оперы: сочетание нового, передового искусства, свободного творчества (мотив Вальтера) с установленными традициями мастерства (оба мотива мейстерзингеров).

Вся большая заключительная часть увертюры построена на широком полифоническом развитии элементов основного тематического материала, подводящем к мощному, торжественно-ликующему утверждению обеих маршеобразных тем мейстерзингеров. Все это оставляет впечатление света, радости, могучего ликования жизненных сил.

Советуем посетить