Отрывки из тетралогии Кольцо Нибелунга

Тетралогия Вагнера <<Кольцо нибелунга>> написана на сюжет германо-скандинавских мифов и состоит из четырех музыкальных драм: <<Золото Рейна>> (вступление), <<Валькирия>>, <<Зигфрид>>, <<Закат богов>>.




Выше было сказано об идейно-художественной противоречивости этого гигантского произведения, в котором народный миф превращен в трагедию роковой обреченности: герои тетралогии являются носителями обобщенно-символических идей. И не случайно передовые русские музыканты С неприязнью относились к сюжетам некоторых вагнеровских опер.

В письме к Н. Ф. фон Мекк Чайковский писал: <<Все эти Вотаны, Брунгильды, Фрики и т. д. так невозможны, так нечеловечны, так трудно принимать в них живое участие... А все-таки бездна удивительно сильных отдельных красивых эпизодов чисто симфонического характера>>. И действительно, в лучших страницах музыки с огромной силой выразительности и психологической глубиной раскрываются подлинно человеческие чувства и страсти; полна воодушевления музыка, воплощающая героические образы на фоне могучих картин природы.

Выше также было указано, что музыкальную основу гигантской партитуры составляет система лейтмотивов. Лейтмотивами наделены не только герои тетралогии и их страсти (любовь, страдание, гнев, проклятье), но и неодушевленные предметы (меч, золото, шлем, замок Валгалла) и стихии -- силы природы (огонь, гроза, радуга, воды Рейна). Мастерство Вагнера-симфониста позволило ему в лучших сценах музыкальных драм преодолеть схематизм своей лейтмотивной системы. К таким моментам, в частности, относятся известные симфонические эпизоды из тетралогии <<Полет валькирий>>, <<Прощание Вотана и заклинание огня>> из <<Валькирии>>, <<Шелест леса>> из <<Зигфрида>>, <<Похоронный марш>> из <<Заката богов>>.

Каковы же эти лейтмотивы и в чем особенности их применения Вагнером? Какими средствами и путями он достигает органичности их симфонического развития? Прежде всего лейтмотивы благодаря яркой выразительности, рельефности и пластичности становятся неотделимыми от тех героев, страстей и драматических ситуаций, музыкальной характеристикой которых они являются. Многие лейтмотивы по своему мелодико-гармоническому содержанию чрезвычайно характерны и сразу запечатлеваются в сознании слушателя.

Например, меч <<Нотунг>> связан с мотивом фанфарного характера, построенным по звукам мажорного трезвучия. Исполняет его большей частью труба:

Трубный сигнал, пронзительно прорезающий густую ткань оркестра, ассоциируется с острой, блестящей сталью меча.

Такие фанфарные лейтмотивы обычно характеризуют либо блестящие, сверкающие предметы (меч, золото), либо героические образы, например мотив валькирий:

мотив Зигфрида-героя:

либо могучую стихию (гром, радуга, воды Рейна), либо торжественное величие, славу, как, например, мотив Валгаллы -- замка богов:

Лейтмотив, построенный на хроматических исследованиях, тонально неустойчивый, связан с вечно изменчивым пламенем:

 

Важную роль в тетралогии играют лейтмотивы, выражающие человеческие чувства и страсти. Одним из наиболее запоминающихся лейтмотивов этого рода является мотив любви Вельзунгов (Зигмунда и Зиглинды):

Хроматические ходы, модулирующие секвенции, задержания придают ему большую эмоциональность, страстность и лирическую напряженность. В нем есть вокальная напевность. Этот лейтмотив состоит из двух отрезков, каждый из которых приобретает самостоятельное значение.

Кроме приведенных лейтмотивов, необходимо отметить построенный на вопросительной интонации трагический лейтмотив судьбы:

Этот далеко не полный перечень лейтмотивов еще не дает представления о творческом методе Вагнера. Необходимо указать на следующее: особенностью вагнеровской лейтмотивной системы (в частности, в <<Кольце нибелунга>>) является то, что некоторые лейтмотивы, часто очень различные по характеру и образному значению, оказываются в чем-то родственными друг другу, обладают известной общностью, что обусловлено их драматургическим и философским смыслом. Так, например, мотив Валгаллы (см. пример 106) и мотив кольца:

глубоко различны: первый отличается тональной устойчивостью и консонантностью, второй неустойчив, диссонантен и представляет собой ряд скользящих (вниз и вверх) терций. Но по направлению движения, по общим очертаниям они имеют родственные черты (замок Валгалла и кольцо нибелунга символизируют безграничную власть и могущество).

Другой пример -- мотив проклятья Альберихом кольца:

сходен с героическим мотивом Зигфрида (см. пример 105) . Зигфрид по идее драмы обречен и становится жертвой того же проклятья кольца. Такого рода примеров можно привести много.

Эта внутренняя связь разных лейтмотивов дает возможность их незаметного превращения друг в друга, естественного перехода из одного лейтмотива в другой. Вот почему Вагнер достигает органичности и цельности лейтмотивного развития в лучших сценах своих музыкальных драм. Вот откуда монолитность многих симфонических и вокально-симфонических эпизодов, состоящих из одних лейтмотивов.

Замечательным примером такого лейтмотивного развития является первое действие <<Валькирии>>, где Зигмунд, преследуемый своими врагами, среди разыгравшейся грозы бежит от погони и находит приют в доме Зиглинды. Здесь мотив грозы, постепенно затихая, незаметно переходит в мотив утомленного Зигмунда, который постепенно превращается в мотив любви Вельзунгов.

Во второй половине действия, в любовной сцене Зигмунда и Зиглинды, мотив любви получает широкое развитие и звучит уже не только в оркестре, но и в голосах певцов:








<<Полет валькирий>> из третьего действия <<Валькирии>>. Буря бушует в горах. Гонимые ветром, по небу проносятся черные тучи. <<Хой-о-то-хо!>> -- раздается воинственный клич валькирий, эхом отдаваясь в горах. На своих могучих конях в грозовых тучах мчатся девы войны в Валгаллу, унося с поля боя павших воинов. <<Вихри>> скрипок, поддержанных альтами и виолончелями, и трели деревянных духовых изображают порывы ветра, и вой бури; мотивы фаготов и валторн в пунктирном ритме передают скачку и топот валькириевых коней. Перед глазами слушателей возникает выразительная картина бешеной скачки каких-то титанических существ:


Этот фон сохраняется до конца, в то время как валторны, трубы и тромбоны играют героический, фанфарный лейтмотив валькирий, являющийся основной темой этого симфонического эпизода:

Другой лейтмотив, чередующийся с первым, -- это воинственный клич валькирий <<Хой-о-то-хо!>>, его сопровождают трели и хроматически нисходящие ходы струнных и деревянных духовых, изображающие дикий хохот валькирий и ржанье их копей:


<<Полет валькирий>> -- это настолько яркая программно-изобразительная симфоническая картина, что она и не требует сцены. Напротив, сцена с ее бутафорией даже портит впечатление. П. И. Чайковский писал: <<Полет валькирий>> Вагнера -- одно из самых удачных произведений этого симфониста, подвизающегося исключительно на поприще музыкальной драмы. Дикая картина бешеной воздушной кавалькады колоссальных фантастических амазонок передана Вагнером с поразительно реальною картинностью>>. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский так характеризует эту музыку: <<Что за грандиозная, чудная картина! Так и рисуешь себе этих диких исполинок, с громом и треском летающих по облакам на своих волшебных конях>>.

<<Прощание Вотана и заклинание огня>> -- заключительная сцена <<Валькирии>>. Вотан, глубоко взволнованный роковой необходимостью наказать за ослушание свою любимую дочь -- валькирию Брунгильду и расстаться с нею, прочувствованно смотрит ей в глаза и произносит слова прощания. К этому непосредственно подводит оркестровый героический лейтмотив валькирий:



<<Мы расстаемся, -- говорит Вотан, -- и лаской нежной тебя я не встречу; ты не помчишься в бой рядом со мною, не дашь мне меда чаши... Пусть брачный огонь для тебя загорится, какой для других не горел...>>. В это время в оркестре появляется лейтмотив огня -- зыбкий, неустойчивый благодаря хроматическим ходам, -- как полыхающие, колеблющиеся языки пламени:


Когда Вотан говорит Брунгильде, что ее освободит лишь тот, кто свободней самого бога (то есть Зигфрид), в оркестре и частично в вокальной партии звучит лейтмотив Зигфрида-героя:


Вотан долго держит свою дочь в объятиях и проникновенно, с большим внутренним волнением, посылает последнее <<прости>> ясным звездам ее очей. Вокальная партия здесь приобретает характер глубокой и проникновенной лирики, оркестровым сопровождением служит та нежная песня, которой дальше огонь убаюкивает Брунгильду, охраняя ее волшебный, зачарованный сон:


Долгим поцелуем в глаза Вотан усыпляет Брунгильду и укладывает ее на холме под сенью густой ивы. В оркестре красивые хроматически нисходящие ряды аккордов (сначала у деревянных духовых, а затем у струнных) передают постепенное погружение в волшебный сон:

Эта хроматическая последовательность аккордов становится лейтмотивом зачарованного сна Брунгильды. Дальше в оркестре в теплом и сочном тембре струнных (виолончели, альты и скрипки в низком регистре) проходит проникновенная мелодия прощания Вотана с Брунгильдой. В конце этого эпизода у валторн, а затем у тромбонов pianissimo звучит мрачный, зловещий лейтмотив судьбы, появляющийся в наиболее трагических моментах драмы:

Вотан выходит из состояния грустной задумчивости, протягивает свое копье и вызывает к себе бога огня Логе, требуя от него, чтобы он разлил вокруг Брунгильды море огня. Кто пройдет сквозь огонь, тот станет ее мужем. Этот последний эпизод сцены начинается мощным, ритмически четким нисходящим лейтмотивом копья Вотана:

Троекратным ударом копья о камень Вотан вызывает сноп огня, который постепенно разгорается в яркое пламя. Колеблющиеся и трепещущие языки пламени разливаются по краю обрыва и окружают скалу спящей Брунгильды плотным, непроницаемым кольцом. По музыке-- это прекрасная симфония огня. Лейтмотив огня здесь широко развивается и приобретает особую красочность и яркость благодаря роскошной инструментовке: пышные фигурации струнных, к которым присоединяются шесть арф и вся группа деревянных духовых, изображают колеблющееся пламя:



Хроматически нисходящий лейтмотив волшебного сна Брунгильды на фоне тех же фигураций приводит к нежной мелодии, которой огонь как бы убаюкивает спящую валькирию:

Кто страшится копья Вотана, тот никогда не пройдет сквозь этот огонь. Свершить этот подвиг сможет лишь один Зигфрид. Поэтому, предвосхищая будущие события, у медных духовых инструментов появляется мощный лейтмотив Зигфрида-героя, контрапунктируя с мотивами огня:




Вся эта симфоническая картина полна необычайной оркестровой динамики благодаря непрерывно движущейся сложной звуковой массе. Колорит ее светлый и яркий, что еще более подчеркивается тональностью ми мажор. Лишь вплетающийся в последних тактах зловещий и грозный лейтмотив судьбы напоминает о совершающейся трагедии:

Похоронный марш на смерть Зигфрида из третьего действия <<Заката богов>>. Зигфрид умирает, убитый Хагеном, вонзившим ему в спину свое копье. Наступила ночь. Вассалы поднимают тело Зигфрида и медленно, торжественно уносят его во дворец Гибихунгов под звуки похоронного марша. Этот похоронный марш можно считать трагическим итогом, симфоническим обобщением всей тетралогии. По трагедийной мощи это одно из самых потрясающих произведений во всей мировой траурной музыке и производит на слушателя неизгладимое впечатление. Несомненно, симфоническим прообразом этого похоронного марша является вторая часть (тоже похоронный марш) из Третьей (<<Героической>>) симфонии Бетховена. Но драматургическая роль и идейная сущность обоих маршей глубоко различны, даже противоположны: у Бетховена смерть героя вызывает великую народную скорбь, но то дело, за которое он отдал свою жизнь, торжествует в победно-ликующем, мощном финале симфонии. У Вагнера же смерть героя -- это всеобщая гибель, мировая катастрофа. У Бетховена -- оптимистическая, у Вагнера -- пессимистическая идейная концепция: уничтожение всего живого и прекрасного и торжество смерти.

Весь симфонический эпизод состоит из многих лейтмотивов, главным образом относящихся к героическому и трагическому роду Вельзунгов, последним отпрыском которого является Зигфрид. Поэтому следует считать марш, посвященным не только смерти Зигфрида, но и гибели всего трагического рода. Замечательно то, что обилие лейтмотивов на протяжении сравнительно небольшого симфонического отрывка отнюдь не приводит к механическому нанизыванию их друг на друга; напротив, в том и состоит гениальное дарование и мастерство Вагнера-симфониста, что следование лейтмотивов одного за другим обусловлено не только программным замыслом, но и внутренней логикой тонального и интонационного развития; в результате создается образно-смысловое единство и монолитность целого.

Мрачным мотивом судьбы у тромбонов pianissimo начинается похоронный марш:

Глухо и зловеще отбивают дробь литавры. Создается впечатление напряженного ожидания чего-то жуткого, страшного, неотвратимого. Медные духовые (валторны и квартет вагнеровских туб), а затем деревянные играют трагический лейтмотив страдания Вельзунгов. Этот лейтмотив носит декламационный характер и заключает в себе черты философского размышления:

Так же глухо рокочут литавры. Постепенно устанавливается основная тональность до минор. Вступительная часть закончена, начинается собственно марш.

Торжественно и скорбно у низких струнных и медных духовых инструментов звучит потрясающий по своей трагической силе мотив смерти:

сменяющийся лейтмотивом героического и трагического рода Вельзунгов:

В этом лейтмотиве героический характер создается пунктирным ритмом марша, элементами фанфарности. Но минорный лад (до минор), ниспадающая интонация в последнем кадансе, инструментовка (квартет туб)-- все это придает ему в высшей степени трагический смысл: героический род Вельзунгов отмечен печатью обреченности.

Следующие лейтмотивы составляют контраст с приведенными: это -- группа лейтмотивов любви Зигмунда и Зиглинды (родителей Зигфрида). Исполняемые английским рожком и гобоем, они вносят в музыку марша лирический элемент; но и они в общем контексте марша приобретают трагический оттенок:


Дальше следует небольшой разработочный эпизод, развивающий лейтмотивы смерти и страдания Вельзунгов. Прорезая всю массивную оркестровую ткань, в партии трубы с большой силой и остротой (в до мажоре) звучит лейтмотив меча, некогда извлеченного Зигмундом из ствола ясеня, разбитого затем в бою с Хиндингом и снова скованного Зигфридом:

Целиком построенный на звуках до-мажорного трезвучия, лейтмотив меча представляет собой простую фанфару. Его появление в оркестре в острой и пронзительной звучности трубы в связи с соответствующими сценическими положениями, почти всегда ассоциируется с конкретным представлением о режущем лезвии твердой стали.

В музыке похоронного марша это светлый и героически-победный контраст, который еще больше подчеркивает глубоко скорбное, мрачное и трагическое содержание марша.

В до мажоре, fortissimo, в tutti громадного оркестра с участием всей меди, многих ударных (литавры, тарелки, барабан, треугольник) и шести арф мощно возглашается измененный в ладовом (мажор вместо минора), динамическом и фактурном отношении мотив смерти:

Эта трансформация мотива смерти коренным образом меняет его образный смысл; она превращает его из мрачного и трагического в победно-ликующий, героический. Умер ведь не обыкновенный человек, а <<светлейший в мире герой>>, как называет его Брунгильда. Он и в смерти остается героем. Об этом ясно говорит появляющийся тут же у валторн и басовой трубы лейтмотив Зигфрида-героя. Но после предшествующего ослепительного мажора его минорный лад особенно подчеркивает трагическое начало в образе светлого, по обреченного героя:


Далее появляется еще один героический лейтмотив, звучащий fortissimo в группе медных инструментов:

Это не новый лейтмотив. Он происходит из юношески задорного лейтмотива рога Зигфрида:

Но он приобретает иной образный смысл благодаря изменению ритма, фактуры и динамики: становится как бы героически возмужавшим. В таком виде этот лейтмотив уже звучал в первом действии <<Заката богов>>, в сцене прощания Зигфрида с Брунгильдой.

Дальше новый контраст: в партиях кларнета и английского рожка мягко и нежно звучит лейтмотив любви Зигфрида и Брунгильды с характерным группетто перед ходом на сексту вверх. Но этот мотив не один. Он сопровождается измененным мотивом смерти, глухо звучащим у струнных. Этим подчеркивается роковая обреченность любви светлых героев:

С этого момента все погружается в мрак смерти и забвения. Лейтмотив проклятья кольца у басовой трубы, как грозный символ, напоминает о первопричине гибели того героя, который нес с собой свет и радость бытия.

При внимательном рассмотрении в похоронном марше можно разграничить две части (не считая вступления и заключения), между которыми имеется разработочный эпизод. В первой части находятся лейтмотивы Зигмунда и Зиглинды (мотивы героического и трагического рода Вельзунгов, любви Зигмунда и Зиглинды), во второй части -- лейтмотивы Зигфрида и Брунгильды (мотив Зигфрида-героя, измененный мотив рога Зигфрида, мотив любви Зигфрида и Брунгильды). Общим для обеих частей является лейтмотив смерти (измененный, динамизированный во второй части). В среднем, разработочном эпизоде ярко и резко звучит лейтмотив меча. Отмеченные две части можно рассматривать как экспозицию и репризу, в которых одна тема общая (лейтмотив смерти, динамизированный в репризе), а в остальных темах произошла замена; вместо лейтмотива героического рода Вельзунгов в экспозиции-- лейтмотив Зигфрида-героя в репризе (отметим общую тональность -- до минор); вместо лейтмотива любви Зигмунда и Зиглинды -- лейтмотив любви Зигфрида и Брунгильды.

Таким образом, здесь свободное использование принципов сонатной формы с заменой тем экспозиции другими темами в репризе, но исполняющими аналогичную смысловую функцию, а также с эпизодом в разработочной части. Вот в чем одна из существенных причин монолитного единства и целостности этого похоронного марша, несмотря на обилие составляющих его лейтмотивов.

Советуем посетить